СлабовидящимСлабовидящим

Бакалавриат. 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профили подготовки:

«Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная психология».

Срок обучения

4 года (очная) — профили «Логопедия», «Специальная психология», 5 лет (заочная) — профиль «Олигофренопедагогика»;

Возможность обучения по сокращенным программам:

Профили «Логопедия», «Олигофренопедагогика» — заочная (сокращенная) форма обучения 3,5 года на базе педагогического или медицинского среднего специального образования.

Общая характеристика направления подготовки.

Цель подготовки бакалавра специального (дефектологического) образования: формирование готовности к осуществлению коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской деятельности.

Актуальность подготовки психологов и педагогов для специальных (коррекционных) образовательных систем обусловлена ростом количество детей с ограниченными возможностями здоровья, расширением образовательных возможностей детей с различными типами отклоняющегося развития, разработкой технологий интегрированного и инклюзивного образования. На протяжении десяти реализуется компетентностный подход к подготовке логопедов, олигофренопедагогов, специальных психологов.

Описание основной образовательной программы

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» включает в себя изучение гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов. Неотъемлемой частью профессиональной подготовки является проведение практик, а также научно-исследовательская работа студентов. Используются разнообразные формы проведения аудиторных занятий: лекционные и практические занятия, коллоквиумы, дискуссии, тренинги, работа в творческих группах. Обучение решению учебных задач проводится в практическом плане: разработана система лабораторных практикумов, работают педагогические мастерские, коррекционно-развивающие технологии осваиваются на базе образовательных учреждений в системе проведения индивидуальных и фронтальных занятий с детьми, имеющими различные нарушения в развитии.

Практика

Учебная и производственная практики проводятся на базе дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего и компенсирующего вида, общеобразовательных и коррекционных школ, учреждений здравоохранения и социальной защиты. В рамках практики проводится диагностическое изучение обучающихся, консультирование всех субъектов образовательного процесса, скрининговые исследования и сбор методических материалов по заявкам предприятий, систематизируются приемы коррекционно-развивающей работы, разрабатываются мини-проекты и коррекционно-развивающих технологии, совместно с учреждениями реализуется опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность.

Возможность участия в региональных, всероссийских и международных мероприятиях

Студенты, обучающиеся по направлению бакалавриата «Специальное (дефектологическое) образование», участвуют в региональных и всероссийских научно-практических конференциях, всероссийской олимпиаде студентов-дефектологов.

Кадровое обеспечение учебного процесса

Выпускающей кафедрой является кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики. Все преподаватели кафедры имеют научные и методические публикации, регулярно проходят курсы повышения квалификации, имеют опыт практической деятельности. Основными направлениями научно-исследовательской деятельности являются следующие:

  • Логопсихология как направление изучения детей с нарушениями речи.
  • Система обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.
  • Лингвистическая компетентность учащихся с недоразвитием речи как основа коррекционного обучения в специальной школе V вида.
  • Изучение и коррекция проявлений девиантного поведения несовершеннолетних.

Сотрудничество с научными учреждениями

Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики сотрудничает с ведущими высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку дефектологов - Московским педагогическим государственным университетом, Уральским государственным педагогическим университетом, Пермским государственным педагогическим университетом.

Достижения студентов и выпускников

Студенты являются дипломантами всероссийской олимпиады по специальной педагогике, имеют публикации в российских научных и научно-практических изданиях.

Возможности продолжения образования

Бакалавры специального (дефектологического) образования могут продолжить образование в магистратурах ИППСТ «Социальная работа», «Конфликтология», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование».