СлабовидящимСлабовидящим

Магистратура. 44.04.04 «Профессиональное обучение» (Инновационное профессиональное образование)

Степень (квалификация)

магистр.

Срок обучения

2 года.

Общая характеристика направления подготовки

Цель программы, общая характеристика:

Цель программы: подготовка квалифицированных кадров для инновационной образовательной деятельности в системе в системе начального, среднего и высшего профессионального образования.

Oбщая характеристика:

Современное российское общество все больше ориентируется на переход от «сырьевой» экономики к высокотехнологичным и наукоемким способам обеспечения динамичного и опережающего развития, на подготовку человека к инновационной высокоэффективной деятельности, на ценности и принципы культуры инновационного общества.

В условиях перехода к постиндустриальному обществу человечество может обеспечить свою устойчивость не столько на основе сохранения и количественного наращивания достигнутого состояния, но, прежде всего, в направлении качественного изменения принципов, приоритетов, некоторых культурных норм, технологий и характера (стиля) жизни и деятельности. Стратегическая ориентация общества на качественное обновление обозначается в развитых странах и в России как инновационное развитие. В определенной мере можно считать, что не только наука, технология, социальные подсистемы становятся инновационными, но и все общество становится инновационным. В таком обществе человек может обрести успех и устойчивость только при наличии у него определенных качеств, адекватных состоянию, проблемам и тенденциям культуры и среды, составляющих и определяющих в совокупности стиль его жизни и деятельности — динамичный, направленный на новизну и перемены.

Значимость такой стратегической ориентации закреплена в приоритетах деятельности России и все в большей степени становится атрибутом общественного сознания.

Если в индустриальном обществе динамика перемен обеспечивалась преимущественно за счет экстенсивной производственной деятельности, то в условия постиндустриального общества динамика перемен обеспечивается за счет интенсивной (инновационной) преобразовательной деятельности. Устойчивость развития человека в современных условиях может быть обеспечена готовностью человека к ускоренному решению непрерывно возникающих социальных, технологических, экономических, экологических, педагогических и иных проблем за счет владения им новыми технологиями. А это, в свою очередь, может быть обеспечено системой профессионального образования, ориентированной на формирование саморазвивающейся, самоопределяющейся личности, способной выявлять и прогнозировать проблемы, разрешать их и строить сценарии собственной жизнедеятельности (субъект развития). Усиление неопределенности в преобразовательной (и иной) деятельности должно находить соответствующее отражение в образовательной системе. В условиях информационного детерминизма смена доктрины «образование — преподавание» на доктрину «образование — созидание», — закономерная особенность современных глобальных изменений в образовании. Этот переход позволит снизить негативные последствия, связанные с информационной детерминацией за счет включения в содержание образования не только такого знания, которое не вызывает сомнений («точное» знание), а также непрерывно возникающих проблем и противоречий («незнание», «неточное» знание, неизвестные законы и способы деятельности).

Из этого следует, что становление и развитие инновационного общества с неизбежностью ведет к формированию инновационного образования во всех его подсистемах и на всех уровнях. До начала процесса перехода общества в качественно новое состояние — постиндустриализм — продуктивность обучения обеспечивалась известными в педагогике средствами (методами, формами, технологиями и т.д.).

Поиски направлений, стратегий и механизмов совершенствования образования осуществляются в рамках сложившейся педагогической парадигмы и не ведут к качественному изменению его сущности — результатов, структуры, процесса и средств.

В развитых странах развитие образования непосредственно увязывается с потребностями современного общества, (выводящимися) отражающими из характера и свойств современной культурно-технологической среды, которая интенсивно «информатизируется», «технологизируется» и превращается в глобальное (общечеловеческое) пространство жизни и деятельности. Отмечается, при этом, что между качественными изменениями жизненного пространства людей, их потребностям и условиями самореализации, с одной стороны, и образованием, с другой, имеется хронологический разрыв, величина которого составляет 10–15 лет и продолжает увеличиваться.

В различных философских построениях, культурологических, социологических, а также в психологических и педагогических исследованиях и концепциях все острее обозначается проблема качественного реформирования образовательной системы общества и ее переориентации на подготовку самореализующегося субъекта деятельности, способного к адекватному взаимодействию с возникающей и изменяющейся действительностью.

К числу наиболее известных концепций, подходов, высказываний и идей, направленных на реформирование образования в условиях кризиса цивилизации и образования могут быть отнесены: концепции постиндустриального общества, основанного на знаниях и инновациях (Д. Белл, Э.Тоффлер, З.Бзежинский и др.); гуманизация образования и его ориентация на будущее и на «постматериальные» ценности (Ж.. Аллак, В. Л. Иноземцев, А. М. Новиков, А. Печеи, Э. Фромм, Ф. Г. Кумбас и др.); образование построенное на основе прогнозов развития общества, «школа будущего», «школа в социокультурной системе», (Т. Хюсен, Б. С. Гершунский, Ф. Ванискотт и др.); интеграция образовательных систем на межгосударственном уровне и международная координации и управление образованием (ЮНЕСКО); междисциплинарный характер содержания образования (К. Левин, В. Чинанах, Я. Лёфстедт, Г. Войлер и др.); непрерывное образование и образование в течение всей жизни (Э. Фор, Делор и др.). Большое внимание уделяют проблемам образования многие международные организации (ЮНЕСКО, Римский клуб, комиссии ООН и др.), в которых обозначаются общие принципы образования: гибкость и вариативность, преемственность и доступность, многоуровневость и согласованность интересов учебных заведений и производственных фирм, удовлетворение непрофессиональных образовательных потребностей, интеграция формального и неформального образования и др.

Все множество высказываемых и частично реализуемых подходов и идей можно разделить на три группы:

  • аналитические суждения о состоянии и проблемах образования, «вскрывающие» недостатки;
  • концептуальные идеи и системы высокого уровня обобщения, трудно реализуемые в практике;
  • частные новшества, реализуемые в образовательной действительности, но не являющиеся частью единой системы.

Основываясь на этом, в современной системе профессионального образования с неизбежностью должна выстраиваться иная образовательная парадигма, которая может быть условно (предварительно) названа как креативно-деятельностная. В этой парадигме ценностно-смысловой идеей является, прежде всего, ориентация: на подготовку человека-творца устойчивой среды и культуры экосистемного типа; на новизну процесса и результата деятельности человека и культуры общества, а не только на традицию; на высшие культурные ценности, а не на ценности «массовой культуры». Креативно-деятельностная парадигма может быть обозначена термином «инновационное образование», которое построено как непрерывно обновляемое (изменяемое) в контексте развития среды и культуры в двух аспектах: 1) непрерывно обновляемые цель, результат и содержание образования; 2) непрерывно обновляемые процесс и средства образования (обучения, воспитания и развития).

Прогрессивные изменения образовательной реальности, приводящие к повышению качества образования, связаны, как правило, с педагогическими инновациями. Эффективность управления инновациями повышается, если менеджер обладает инновационным мышлением и опирается на четкие теоретические положения о сущности новшеств и инноваций, о структурах управления инновационными процессами.

Но не только нужно создать педагогическое новшество. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества создавать, внедрять, осваивать, сопровождать и оценивать. Вопросы научной поддержки инновационной деятельности в образовании относятся к области педагогической инноватики. Посткризисная экономика, основанная на инновациях, ставит перед системой отечественного профессионального образования задачу подготовки кадров, способных к инновационному развитию и образованию. В современной системе профессионального образования потребность в кадрах, непосредственно проектирующих, организующих и координирующих выполнение инновационных проектов, высока. Однако, таких кадров в современной России недостаточно. Профессиональное образование на современном этапе развития общества представляет собой поле высокой инновационной активности. Широко внедряются новые педагогические технологии, активные методы, формы, средства, приемы обучения. Также разработано несколько подходов к проектированию инновационных педагогических технологий. Однако, в целом проектируемые педагогические технологии имеют низкую инновационность. Как правило, это различные комбинации известных методов, форм, средств и приемов обучения и воспитания. Это во многом связано с тем, что специалисты, занимающиеся инновационной деятельностью в системе начального и среднего образовании недостаточно подготовлены к такой деятельности, в то время как за рубежом активно проводятся исследования в данном направлении. Магистр профессионального обучения по профилю «Инновационное профессиональное образование» будет подготовлен к проектированию, запуску, корректировке и сопровождению инновационной деятельности в системе начального, среднего и высшего профессионального образования.

Oсновные разделы:

  1. Культура, наука, образование
  2. Основы инновационного профессионального образования
  3. Информационная образовательная среда
  4. Методология теоретического и экспериментального исследования
  5. Стратегия и тактика управления профессиональным образованием
  6. Проектирование в профессиональном образовании

Описание основной образовательной программы

Магистранты в процессе обучения осваивают следующие дисциплины: История и современные проблемы науки и образования; Методология и методы научного исследования; Информационно-коммуникационные технологии в науке и образовании; Математическое моделирование в образовании; Социальная экология; Философия науки и образования; Теоретико-методологические основы инновационного образования; Инновационные технологии в науке и образовании; Психология профессиональной деятельности; Педагогическое прогнозирование и проектирование; Проектирование образовательной среды; Деловой иностранный язык; Основы системного анализа; Основы управления качеством образования; Системы поиска и анализа информации, защита прав интеллектуальной собственности; Проектирование мультимедийных средств обучения; Проектирование технических средств обучения; Педагогическая антропология; Аксиология профессионального образования; Логика и аргументация в гуманитарных науках; Методы профессионально-педагогического творчества; Технология самообразования; Педагогические инновации в отечественой и зарубежной профессиональной школе; Основы бизнес-процессов в профессиональном образовании; Маркетинг в профессиональном образовании; Научно-исследовательская работа; Научно-исследовательская практика; Научно-педагогическая практика; Государственный экзамен; Выпускная квалификационная работа; Мультимедиа в образовании; Современные средства оценивания результатов исследований.

Практика. Предприятия

Базами практики является организации, заключившие с ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» соответствующие договора, а именно: ГОУ НПО «Промышленно-финансовый лицей №22», ГОУ НПО «Машиностроительный лицей №8». Магистрант может проходить практику в ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет». Так же магистрант может по доверенности после оформления соответствующего договора самостоятельно выбрать место практики.

Возможность участия в региональных, всероссийских и международных мероприятиях

Студенты могут участвовать и участвуют в: Международном конкурсе "Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования" (г. Санкт-Петербург), Конкурсе на лучшую выпускную квалификационную работу студентов вузов России, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение» (г. Екатеринбург), Всероссийской Студенческой Олимпиаде по специальности «Профессиональное обучение» (г. Челябинск), а также в различных конкурсах на получение грантов на обучение и стажировки в зарубежных университетах (информация на сайте кафедры теории и методики технологического и профессионального образования: www.tmtpo.ru в разделе «Конкурсы»).

Международное сотрудничество

Заключен договор о творческом сотрудничестве с УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина» в лице ректора В. В. Валетова (Республика Беларусь).

Кадровое обеспечение учебного процесса

В учебном процессе задействовано 3 доктора наук и кандидаты наук. Руководитель программы: Овечкин Владимир Петрович, профессор, профессор кафедры «Теории и методики технологического и профессионального образования».

Овечкин В.П. является одним из ведущих специалистов Удмуртского государственного университета (УдГУ) и достаточно известным ученым России в области школьного и вузовского образования.

Его активная трудовая деятельность началась в 1962 году на промышленных предприятиях Ижевска и продолжается с 1987 года в Удмуртском государственном университете на кафедре «Теории и методики технологического и профессионального образования», которая входит в состав Института педагогики, психологии и социальных технологий.

В 1959 году после окончания 7-ми классов сельской школы, поступил в Ижевский индустриальный техникум, который окончил в декабре 1963 года. Во время учебы в техникуме работал фрезеровщиком. С 1964 по 1971 годы был мастером, инженером-технологом, инженером конструктором на предприятиях г. Ижевска — Ижевском механическом заводе и Ижевском машиностроительном заводе (ныне ПО Ижмаш). В 1974 году окончил вечернее отделение Ижевского механического института по специальности «Полигонные установки» и получил квалификацию инженера-механика. С 1975 по 1987 годы занимал должности ведущего инженера, старшего научного сотрудника, начальника научно-исследовательского сектора Ижевского научно-исследовательского технологического института (НИТИ Прогресс).

Деятельность Овечкина В.П. в производственной области отличается высокой творческой продуктивностью — разработаны и внедрены инструменты, приспособления, промышленное оборудование, способы и процессы, позволяющие улучшить качество, главным образом, изделий оборонной промышленности, а также уменьшить затраты труда при их изготовлении за счет механизации и автоматизации процессов ручной обработки этих изделий. Он является автором нескольких рационализаторских предложений, 30 изобретений, часть из которых внедрена и принесла значительный эффект, и 25 опубликованных статей и тезисов докладов. В 1979 году Овечкин В.П. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук на тему «Исследование процесса гидроабразивной обработки отверстий». Эта научно-исследовательская работа направлена на повышение эффективности и улучшение качества поверхностей высокоточных отверстий стрелкового оружия и изделий специального назначения. Его работа неоднократно отмечалась благодарностями, премиями, почетными грамотами и дипломами. Награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР.

Большой опыт производственной и научно-исследовательской работы в промышленности явился хорошей базой для учебной, учебно-методической и научной деятельности в области образования. В 1987 году Овечкин В.П. приступил к работе в Удмуртском государственном университете на кафедре «Общетехнических дисциплин» по приглашению его первого ректора — Шульги Б. Н. В УдГУ Овечкин В.П. занимал должности старшего преподавателя, доцента, старшего научного сотрудника, профессора, заведующего кафедрой. В настоящее время Овечкин В.П. является профессором кафедры «Теории и методики технологического и профессионального образования».

Под руководством Шульги Б.Н., а затем Овечкина В.П. сформировался творческий и инициативный профессорско-преподавательский состав кафедры, который более чем наполовину состоит из молодых преподавателей, проявляющих себя в учебной и исследовательской сферах деятельности. Ежегодно публикуется несколько десятков статей, учебно-методических материалов, организуются студенческие научные конференции, проводятся внеучебные студенческие мероприятия и др., что способствует повышению качества подготовки выпускников, становлению их устойчивой жизни и деятельности после окончания вуза.

При непосредственном активном участии Овечкина В.П. происходило формирование новой для классического университета специальности «Общетехнические дисциплины и труд», выпускникам которой присваивалась квалификация учителя трудового обучения. Разработан и постоянно совершенствовался учебный план, учебные программы, учебно-методические материалы, в том числе по новым дисциплинам и спецкурсам. Проводилась методическая и научная работа, укреплялись связи с образовательными учреждениями, формировалась материально-техническая база.

Овечкиным В.П. разработаны и реализуются такие учебные дисциплины, как «Проектирование технических систем», «Моделирование технических систем», «Технология изготовления изделий», «Современная технологическая культура», «Основы творчества и проектной деятельности», «Общая технология», «Проектирование педагогической технологии», «Методология технологического образования». Совместно с преподавателями кафедры разработаны методические рекомендации и требования по курсовому и дипломному проектированию, по подготовке к государственному экзамену, которые в совокупности с другими исследованиями и разработками определяют концептуальную основу подготовки студентов в УдГУ по этой специальности и во многом отличаются от подходов, принятых в других вузах.

С 1993 года после введения в базисный учебный план российской школы образовательной области «Технология» (вместо трудового обучения) специальность «Общетехнические дисциплины и труд» преобразована в «Технологию и предпринимательство». При этом научно-исследовательская и учебно-методическая работа кафедры заметно интенсифицировалась. Овечкиным В.П. при участии сотрудников кафедры получены следующие научные результаты. Выявлены противоречия и причины кризисного состояния системы трудового обучения; выявлены особенности и закономерности развития преобразовательных систем (техногенной среды); построена модель субъекта устойчивого культурно-технологического развития самого себя и среды своей жизнедеятельности; исследованы возможности и условия создания понятийно-терминологической системы, разработан словарь базовых терминов технологического образования; оптимизирована структура технологии проектной деятельности с использованием моделей и принципов системного анализа и методов активизации творческого мышления; разработана учебная программа дисциплины «Общая технология» и экспериментальный учебник; разработано и внедрено программно-методическое обеспечение технологического образования (учащихся и студентов) и дидактическая система подготовки учителя технологии и предпринимательства в Удмуртском государственном университете; созданы теоретико-методологические основы проектирования содержания технологического образования в условиях перехода общества к постиндустриальному этапу развития.

Эти результаты составили основу теории (концепции) проектирования содержания технологического образования учащихся, которая представлена в форме монографии («Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования. М.-Ижвеск: НИЦ РХД, 2005. 220 с.»), а также докторской диссертации на тему «Теоретико-методологические основы проектирования содержания технологического образования учащихся», которая защищена в декабре 2006 года. Цель технологического образования определена как подготовка учащегося в качестве субъекта устойчивого культурно-технологического развития самого себя и среды своей жизнедеятельности в современном изменяющемся мире. Результаты исследования обсуждались на международных и российских научных, методологических и научно-практических конференциях (1991–2005 гг.), нашли отражение в двух научно-исследовательских проектах Министерства образования РФ (1998–2000 г.) и более 140 публикациях. Одна из работ в 2009 году стала лауреатом конкурса на лучшую научную книгу, проведенного Фондом развития отечественного образования. Результаты исследований (учебные планы, программы учебных курсов, учебные пособия, учебно-методические и научно-практические материалы и рекомендации) внедрены в практику работы института психологии, педагогики и социальных технологий Удмуртского государственного университета, общеобразовательных школ г. Ижевска, кафедры профессионального и технологического образования РИПКРО Удмуртской республики и легли в основу разработанной и реализуемой «Программы развития и внедрения системы непрерывного технологического образования и профессиональной подготовки учащихся в учреждениях Удмуртской Республики» (1999).

Результаты исследований включены также в: «Концепцию формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе» России и Беларуси, "Концепцию содержания образовательной области «Технология», «Концепцию содержания образования по черчению и графике», «Обязательный минимум содержания образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования» и «Требования к уровню подготовки выпускника образовательной школы (раздел „Технология“)», которые приняты в качестве официальных документов МОиН РФ. В течение ряда лет Овечкин В.П. в составе Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) при Министерстве образования РФ участвовал в разработке проекта содержания общего среднего образования, в том числе для 12-летней школы. В 2005 году Овечкин В.П. награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ «за значительные успехи в совершенствовании учебного процесса, повышение качества подготовки специалистов высшей квалификации». В 2008 году Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Минобрнауки РФ присвоила ему ученое звание профессора.

В течение последних 15 лет Овечкин В.П.: является членом Учебно-методической комиссии по технологии и предпринимательству УМО по педагогическому образованию Минобрнауки РФ; членом Ученого совета Института педагогики, психологии и социальных технологий; членом Ученого совета Ижевского филиала Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Федерального агентства по образованию; с 2010 года включен в состав межрегионального Диссертационного совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций в области образования при Удмуртском государственном университете.

Результаты научной и учебно-методической деятельности Овечкина В.П. явились основанием исследования и разработки концепции инновационного образования как актуальной парадигмы современного этапа развития общества. Эти исследования проводятся в составе одного из приоритетных направлений развития Удмуртского государственного университета «Аксиологическое моделирование инновационного образования в нестационарной культурно-технологической среде». Исследование проводится на кафедре «Теория и методика технологического и профессионального образования» с участием других кафедр университета, трех учреждений высшего профессионального образования России и зарубежных научно-образовательных учреждений (Беларусь, Казахстан).

Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса

2 компьютерных класса с выходом в Internet. Введена в эксплуатацию новейшая мультимедийная лаборатория (3 корпус, 204 ауд.). Введенная в строй мультимедийная лаборатория отвечает требованиям ГОС ВПО, требованиям работодателей и позволяет проводить теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также практическое обучение в области мультимедиа, информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий. Мультимедийная лаборатория оснащена:

  • двухядерными компьютерами класса Pentium с комплектом телефонных гарнитур и выходом в Internet;
  • интерактивной доской на базе приставки eBeam с акустической системой и магнитно-маркерной доской;
  • принтером, копиром, сканером.

2 учебные аудитории, оснащенные интерактивными досками.

Сотрудничество с научными учреждениями

  • Учебно-методическое объединение по профессионально-педагогическому образованию (г. Екатеринбург)
  • АНО Региональный научно-технологический парк «Удмуртия»
  • Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Федерального агентства по образованию (МИСиС, Москва).

Возможности продолжения образования

Успешно закончив курс обучения и защитив магистерскую диссертацию, выпускники могут продолжить обучение в аспирантуре. Темы научных исследований:

  • Педагогическое прогнозирование в профессиональном образовании
  • Педагогические инновации в зарубежной профессиональной школе
  • Моделирование инновационных процессов в профессиональном образовании
  • Инновационная педагогическая культура
  • Инфраструктура инновационной образовательной деятельности
  • Инновации в образовании: методология, теория, практика
  • Методология и теория профессионального образования в условиях нестационарной реальности
  • Аксиологическое моделирование инновационного профессионального образования в нестационарной культурно-технологической среде

Виды профессиональной деятельности

Область профессионально-педагогической деятельности магистров включает учебно-профессиональную, научно-исследовательскую, педагогическо-проектировочную, организационно-технологическую работу и обучение по рабочей профессии в области образования и социальной сферы.

Объектами профессионально-педагогической деятельности магистров являются: обучающиеся всех типов образовательных учреждений начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО) и дополнительного профессионального образования (ДПО), организаций по подготовке, переподготовке и повышению [квалификации рабочих (специалистов), а также службы занятости населения; профессиональное становление личности обучающегося, связанные с ним педагогические отношения; управление образовательными системами; образовательный процесс подготовки будущих рабочих (специалистов); научно-методическое обеспечение образовательного процесса на основе внедрения результатов новых, передовых, эффективных научных исследований.

Магистр по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • учебно-профессиональная;
  • научно-исследовательская;
  • педагогическо-проектировочная;
  • организационно-технологическая;
  • обучение по рабочей профессии.

Магистр по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

учебно-профессиональная деятельность:

  • анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона;
  • создавать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов);
  • анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования;
  • выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);
  • формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО;
  • организовывать и управлять процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности;
  • организовывать процесс оценивания деятельности педагогов и обучающихся;

научно-исследовательская:

  • исследовать количественные и качественные потребности в рабочих кадрах (специалистах) для отраслей экономики региона (муниципальные образования);
  • исследовать потребности в образовательных услугах различных категорий обучающихся;
  • выявлять требования работодателей к уровню подготовки рабочих (специалистов);
  • организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении;

педагогическо-проектировочная:

  • проектировать стратегическое развитие образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО в регионе;
  • проектировать и оценивать педагогические системы (образовательные);
  • проектировать систему обеспечения качества подготовки рабочих (специалистов) в образовательных учреждениях НПО, СПО и ДПО;
  • проектировать образовательный процесс с учетом требований работодателей;
  • проектировать систему оценивания результатов обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);
  • проектировать образовательные программы для разных категорий обучающихся;
  • проектировать образовательную среду в соответствии с современными требованиями определенного вида экономической деятельности;

организационно-технологическая:

  • анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных учреждениях НПО, СПО и ДПО;
  • управлять образовательным процессом с использованием современных технологий подготовки будущих рабочих (специалистов);
  • управлять методической, учебной, научно-исследовательской работой с применением современных технологий;
  • организовывать внеаудиторную, воспитательную, социально-педагогическую деятельность обучающихся образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО;
  • организовывать и планировать мероприятия для профессионального развития профессионально-педагогических работников образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО;
  • управлять процессом производительного труда обучающихся;
  • оценивать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям;
  • осуществлять мониторинг и оценку деятельности учреждений профессионального образования;
  • организовывать взаимодействие образовательных учреждений с заказчиками образовательных услуг и консолидированными представителями работодателей;

обучение по рабочей профессии:

  • анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов);
  • разрабатывать и применять новые методики повышения производительности и безопасности труда, качества продукции и экономии ресурсов;
  • формировать у обучаемых навыки поведения на рынке труда;
  • формировать экономическую и правовую культуру;
  • контролировать учебно-профессиональный (производственный) процесс подготовки рабочих (специалистов) в образовательных учреждениях НПО, СПО и ДПО;
  • контролировать качество результатов труда обучающихся в соответствии с уровнем получаемой квалификации.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

общекультурными (ОК):

  • способностью и готовностью совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
  • способностью и готовностью самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессионально-педагогической деятельности (ОК-2);
  • способностью и готовностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
  • способностью и готовностью повышать уровень социально-профессиональной мобильности (ОК-4);
  • способностью и готовностью использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, управления коллективом (ОК-5);
  • способностью и готовностью к реализации профессионально-педагогической деятельности на основе гуманитарных и культурных ценностей (ОК-6);
  • способностью и готовностью формировать свой индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности (ОК-7);
  • способностью и готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, решать проблемные ситуации (ОК-8);
  • способностью и готовностью осуществлять самооценку, ценностное социокультурное самоопределение, культурное саморазвитие (ОК-9);
  • способностью и готовностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в профессионально-педагогической деятельности новые области знаний (ОК-9);
  • способностью и готовностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке своей профессионально-педагогической деятельности (ОК-10);
  • способностью и готовностью расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-11);
  • способностью и готовностью демонстрировать навыки работы в научном коллективе (ОК-12);
  • способностью и готовностью и готов к активному общению в научной, отраслевой и социально-общественной сферах деятельности (ОК-13);
  • способностью и готовностью глубоко осмысливать и формулировать диагностические решения профессионально-педагогических проблем путем интеграции фундаментальных и специализированных знаний в сфере профессионально-педагогической деятельности (ОК-14);
  • способностью и готовностью проводить научные эксперименты и оценивать результаты исследований (ОК-15);
  • способностью и готовностью анализировать, синтезировать и обобщать информацию (ОК-16);
  • способностью и готовностью эксплуатировать современное оборудование (приборы) в соответствии с целями ООП магистратуры (ОК-17);
  • способностью и готовностью к презентации результатов своей научной деятельности (ОК-18).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

учебно-профессиональная деятельность:

  • способностью и готовностью анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона (ПК-1);
  • способностью и готовностью создавать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов) (ПК-2);
  • способностью и готовностью анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования (ПК-3);
  • способностью и готовностью выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) (ПК-4);
  • способностью и готовностью формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО (ПК-5);
  • способностью и готовностью организовывать и управлять процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности (ПК-6);
  • способностью и готовностью организовывать системы оценивания деятельности педагогов и обучающихся (ПК-7);

научно-исследовательская:

  • способностью и готовностью исследовать количественные и качественные потребности в рабочих кадрах (специалистах) для отраслей экономики региона (муниципальные образования) (ПК-8);
  • способностью и готовностью исследовать потребности в образовательных услугах различных категорий обучающихся (ПК-9);
  • способностью и готовностью выявлять требования работодателей к уровню подготовки рабочих (специалистов) (ПК-10);
  • способностью и готовностью организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении (ПК-11);
  • способностью и готовностью формулировать научно-исследовательские задачи в области профессионально-педагогической деятельности и решать их с помощью современных технологий и использовать отечественный и зарубежный опыт (ПК-12);
  • способностью и готовностью профессионально составлять научную документацию, доклады, статьи (ПК-13);

педагогическо-проектировочная:

  • способностью и готовностью определять пути стратегического развития образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО в регионе (ПК-14);
  • способностью и готовностью проектировать и оценивать педагогические (образовательные) системы (ПК-15);
  • способностью и готовностью проектировать систему обеспечения качества подготовки рабочих (специалистов) в образовательных учреждениях НПО, СПО и ДПО (ПК-16);
  • способностью и готовностью проектировать образовательный процесс с учетом требований работодателей (ПК-17);
  • способностью и готовностью проектировать систему оценивания результатов обучения и воспитания рабочих (специалистов) (ПК-18);
  • способностью и готовностью проектировать образовательные программы для разных категорий обучающихся (ПК-19);
  • способностью и готовностью проектировать образовательную среду в соответствии с современными требованиями определенного вида экономической деятельности (ПК-20);

организационно-технологическая:

  • способностью и готовностью анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных учреждениях НПО, СПО и ДПО (ПК-21);
  • способностью и готовностью управлять образовательным процессом с использованием современных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-22);
  • способностью и готовностью управлять методической, учебной, научно-исследовательской работой с применением современных технологий (ПК-23);
  • способностью и готовностью организовывать внеаудиторную, воспитательную, социально-педагогическую деятельность обучающихся образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО (ПК-24);
  • способностью и готовностью планировать и организовывать мероприятия для профессионального развития профессионально-педагогических работников образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО (ПК-25);
  • способностью и готовностью управлять процессом производительного труда обучающихся (ПК-26);
  • способностью и готовностью оценивать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям (ПК-27);
  • способностью и готовностью осуществлять мониторинг и оценку деятельности учреждений профессионального образования (ПК-28);
  • способностью и готовностью организовывать взаимодействие образовательных учреждений с заказчиками образовательных услуг и консолидированными представителями работодателей (ПК-29);
  • способностью и готовностью использовать углубленные специализированные знания, практические навыки и умения для проведения научно-отраслевых и профессионально-педагогических исследований (ПК-30);

обучение по рабочей профессии:

  • способностью и готовностью анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов) (ПК-31);
  • способностью и готовностью разрабатывать и применять новые методики повышения производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности (ПК-32);
  • способностью и готовностью формировать у обучающихся навыки поведения на рынке труда (ПК-33);
  • способен формировать экономическую и правовую культуру (ПК-34);
  • способностью и готовностью контролировать учебно-профессиональный (производственный) процесс подготовки рабочих (специалистов) в образовательных учреждениях НПО, СПО и ДПО (ПК-35);
  • способностью и готовностью контролировать качество результатов труда обучающихся в соответствии с уровнем получаемой квалификации (ПК-36).

Трудоустройство

Высокий уровень профессиональной подготовки позволяет выпускнику эффективно организовать инновационную деятельность в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, органах управления образованием, руководителями и организаторами инновационной образовательной деятельности, а также осуществлять индивидуальную образовательную деятельность.

Контакты:

г. Ижевск, ул. Университетская 1, корпус 3, кабинет 205
телефон: 8 (3412) 52–60–72
e-mail: tmtpo@yandex.ru, www.tmtpo.ru