СлабовидящимСлабовидящим

Меняется язык, методы остаются

В рамках юбилейной конференции в университете 17 ноября в научной библиотеке состоялась секция «инновационные технологии, как фактор повышения качества образования» под руководством доктора психологических наук, профессора Веры Юрьевны Хотинец и кандидата педагогических наук, доцента Неборского Егора Валентиновича, посвященная проблемам современного образования, преподавания отдельных дисциплин и культурного контекста образования и образовательной среды.

В работе секции приняла участие коллега из Университета Гранады (Испания) Алена Кáрпава, работавшая по контракту 1,5 года в Национальном педагогическом университете Эквадора UNAE. Доклад коллеги был посвящен ее педагогической деятельности в первом в Эквадоре государственном университете (основан 1 июня 2015 года), куда она была приглашена вместе с испанскими коллегами для «создания государственной системы высшего образования», которая в Эквадоре (исключая несколько частных университетов) по сегодняшний день отсутствовала. Доктор Карпава, фактически, является одним из матерей-основателей. Доктор поделилась с нашими коллегами педагогическим инструментарием по работе со студентами и разработке образовательных стратегий. Проект, который бал разработан Карпавой, строится на личностном, коммуникативном, конструктивном и конективном подходе; основан на теории образования, направленного на понимание Д. Перкинса (Pedagogía de la Comprensión), теории организационного развития, методе исследования действием (investigación-acción), методе прямого включенного наблюдения (observación directa), технике lesson study. Доктор Карпава также приняла участие во встрече Российского Психологического Общества под председательством доктора психологических наук, профессора Николая Ильича Леонова и встретилась со своими коллегами из Университета Гранады с ректором университета доктором исторических наук, профессором Галиной Витальевной Мерзляковой.

Важным гостем в секции была доктор философских наук, профессор Надежда Викторовна Фúличева из Университета ИТМО – Санкт-Петербургского Национального Исследовательского Университета Информационных Технологий, Механики и Оптики, входящего в проект «5-100» Министерства Образования и Науки РФ. Доктор Филичева работает с одаренными студентами, занимающими призовые места на мировых олимпиадах по программированию. Ее доклад был посвящен различным вариантам подготовки высококвалифицированных специалистов технического университета в условиях взаимодействия и взаимосвязи информационных технологий и современного гуманитарного образования.

Профессор раскрыла аспекты влияния различных информационных технологий на традиционную художественную культуру и систему ценностей, что является важным компонентом культурной среды университета и специфики работы современного педагога с одаренными студентами. Доклад доктора был встречен овациями и живым интересом среди наших коллег.

Еще одним гостем секции стала кандидат психологических наук, доцент Анна Игоревна Троянская, коллега из Ижевского Государственного Технического Университета им. М.Т. Калашникова, чей доклад был встречен живым интересом со стороны слушателей. Коллега рассказала о работе с профориентацией школьников и, как «связующее звено», обогащении рефлексий студентов разных специальностей в условиях ВУЗа, особенностях их адаптации в профессиональную деятельность. Анна Игоревна пригласила к сотрудничеству коллег из школ и университета. Она обладает не только богатым опытом в этой сфере, но и может оказать содействие, поскольку располагает необходимым программным обеспечением и методикой расшифровки результатов.

Секцию посетили наши коллеги из Центра Детского Творчества, педагоги дополнительного образования Ирина Владимировна Глебова и Дубровина Тамара Ивановна, поведавшие об особенностях работы с детьми в сфере дополнительного образования. Они рассказали об использовании элементов дистанционного обучения детей, обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту в контексте опыта работы музыкально-хоровой студии МБОУ ДО ЦДТ.

Среди гостей в секции также принял участие коллега из города Воткинска молодой аспирант Антон Александрович Белобородов, ассистент кафедры государственного управления и права филиала нашего университета в Воткинске с докладом, посвященным способам повышения интереса студентов юристов к обучаемой профессии, одним из которых является театральная деятельность, обучающие фильмы и рефлексия студента.

Коллеги из университета также приняли участие в работе секции. Открыла работу секции необычным докладом один из ведущих специалистов в области социологии образования, кандидат философских наук, доцент Татьяна Анатольевна Власова, обладающая колоссальным опытом исследований в области социологической компаративистики, сравнении удмуртских и зарубежных систем образования. Ее доклад был посвящен католическим школам в современной Польше, основанный на результатах исследовательского проекта РГНФ №14-13-18002 «Роль семьи и местных сообществ в развитии сельских школ этнокультурной направленности в Удмуртской Республике». При финансовой поддержке РГНФ была также выпущена монография: Власова Т.А. Этнокультурное образование в школах Удмуртии: социологический очерк: монография. – Ижевск: Институт Компьютерных Исследований, 2016. – 212 с.

Необычным выступлением стал доклад кандидата психологических наук, доцента Татьяны Альбертовны Наумовой, посвященный сходствам и различиям видов инноваций в промышленности и образовании. Используя теорию австрийского экономиста М. Шумпетера, Татьяна Альбертовна разработала собственный подход в исследовании педагогических инноваций в их сравнительном приложении с экономическими и культурными потребностями общества.

Докладчик определила один из важнейших для образования вид инноваций – создание образовательных кластеров в сфере информационного образования (расширяющийся рынок МООК курсов).

Еще одним интересным докладом стало выступление кандидата филологических наук, доцента, заведующего кафедрой русского языка, теоретической и прикладной лингвистики, Лилии Фаатовной Килиной. Несмотря на занимаемую должность руководителя, доцент Килина выступила на равных среди педагогического сообщества и студентов с крайне богатой методологической и практической базой. Доцент рассказала о собственном опыте преподавания истории русского языка и теории русского языка в университете, представила уникальные дидактические разработки из собственной практики.

В завершение секции, в качестве руководителя и главного докладчика, выступила доктор психологических наук, профессор Вера Юрьевна Хотинец, подытожившая работу секции и предложившая саммари секции. «Меняется язык, методы остаются», – сказала доктор Хотинец. Профессор отметила, что большая часть существующих педагогических технологий и методик, использовались нашими преподавателями и раньше, сегодня изменился только педагогический язык и именно его крайне важно освоить отечественным педагогам, чтобы не оторваться от логического развития мировой педагогики, находить с коллегами из других стран общий язык. Безусловно, важно сохранить и специфику культурного контекста, особенно, когда речь идет о студентах – им только предстоит внести свою лепту в развитие системы образования и социальной среды нашего общества.

Хотинец ВЮ Белобородов АА Библиотека УдГУ Власова ТА Глебова ИВ Дубровина ТИ Карпава А2 Карпава А Наумова ТА Троянская АИ Килина ЛФ Филичева НВ